Совсем недавно граждане России впервые узнали о таком новом для себя
понятии, как товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но что же это
такое, в действительности многие не понимают до сих пор. Некоторым
кажется, что государство выдумало и навязало своим гражданам новый
инструмент, призванный заменить привычные ЖЭКи и ДЕЗы, которые
десятилетиями считались структурами-монополистами в деле управления
жилыми объектами.
Необходимо отдавать себе отчет, что товарищество собственников жилья –
принципиально иное понятие, а главными в управлении собственным
недвижимым имуществом теперь становятся сами граждане.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса (ЖК) РФ "товариществом
собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение
собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечении эксплуатации
этого помещения, владения, пользование и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом в
многоквартирном доме".
Накопленный опыт работы уже созданных товариществ показывает, что во
многих случаях ТСЖ, являясь организацией, созданной самими
собственниками, на самом деле становиться структурой-"надстройкой" для
выбивания, в буквальном смысле этого слова, денег с собственников жилья.
В перечень дополнительных расходов, которые ложатся на рядовых
собственников, как правило, входит и немалая заработная плата
руководства ТСЖ.
В начале этого лета (конкретнее, 4 июня 2011 года) был принят
федеральный закон № 123-ФЗ, который внес изменения в ЖК РФ в части,
касающейся деятельности ТСЖ.
Так, данным документом предусмотрено, что органы исполнительной власти
имеют право на проведение проверки правомерности принятия общим
собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о
создании ТСЖ, в том числе - избрания председателя правления и членов
товарищества. Теперь стало возможно проверять соответствие устава ТСЖ и
вносимых в него изменений требованиям законодательства РФ. Кроме того,
установлены строгие требования к членам правления ТСЖ.
Важнейшим нововведением стал запрет, установленный Правительством РФ, на
создание ТСЖ еще на стадии строительства дома. Такая практика в
последние годы стала достаточно распространенной. Дело в том, что
застройщик зачастую не горел желанием после сдачи объекта передавать его
сторонней эксплуатирующей организации, а желал обслуживать здание
самостоятельно. Для этого на бумаге создавались "липовые" ТСЖ. Реальные
же жители дома, естественно, не имели возможности участвовать в
собраниях такого товарищества и влиять на принимаемые ТСЖ решения.
Сейчас же при создании и ликвидации ТСЖ протокол с решением для
государственной регистрации должен будет подписываться всеми
собственниками жилья собственноручно. Таким образом, законодатель
защищает нас с вами от возможных злоупотреблений и нарушений.
Тем не менее, выбор формы управления многоквартирным домом остается за
каждым из собственников. На практике он предельно прост: или порядок
вашем доме наведут посторонние лица по собственным правилам, или вы это
сделаете сами.